О европейской газификации: первые отказы и отключения от российских поставок
Безусловно, некоторым приятно рисовать себе апокалиптические картины Европы, щелчком пальцев лишенной газа. Вот первые две страны отказались платить и отключены, за ними вскоре последуют другие…
Но что на самом деле произойдет? Некоторые страны уже согласились с новой схемой оплаты — Австрия, Венгрия. Скорее всего, не будет проблем и с Турцией, которая буквально только что предлагала перейти на расчеты в национальных валютах.
Очень непрост выбор у Германии, ведь отказаться от платежа будет означать утрату контрактных, гораздо более низких, чем спотовые, цен. С большой вероятностью, оплата от Германии поступит. Хотя посмотрим, конечно, сейчас там не Меркель.
А что с остальными? Да мы все это видели — физический и виртуальный реверс и перепродажа российского газа на внутриевропейском рынке. Как Германия перепродавала газ Польше еще в прошлые годы, как Словакия изображала реверс на Украину… ну и так далее. Для наиболее истерически русофобствующих в него добавят небольшой процент норвежского или американского газа и назовут какой-нибудь «свободной смесью».
То есть не надо представлять себе коченеющие в застывших квартирах трупы и редких счастливцев, накопивших в сытые годы своего кизяка. Все у них будет. Некоторые страны продолжат закупать и перепродадут остальным. С выгодой для себя, конечно.
Что, значит, все хорошо?
Да, шоковое отключение «всей Европы» едва ли возможно. Процесс будет более длительным, но результат не лучше. Потому что газ будет лишь по высоким и очень высоким ценам, выгодные долгосрочные контракты уйдут в прошлое.
А это значит, что промышленность утратит заметную долю своей мировой конкурентоспособности, начнет сворачиваться и мигрировать туда, где работать выгодней. Это не произойдет моментально.
Но постепенно промышленный закат Европы станет все очевидней. В чем, парадоксальным образом, заинтересованы США, и не чересчур заинтересована Россия.
Страны станут беднее, их лоск будет постепенно облупляться, как фальшивая позолота. Люди очень скоро ощутят себя нищими. Либеральные ценности, как неожиданно выяснится, процветают лишь в изнывающей сытости, и их подвинет что-то более единообразно-рациональное. Может, даже агрессивное. Будет ли это новый евронацизм? Трудно сказать, тот, прежний, натуральный нацизм базировался на быстром росте экономики, на промышленном производстве.
А каковы окажутся для этого условия у Европы? Пока такого не просматривается.
Читайте также: Медведев: Европа мельчает
Аркадий Алексеев, специально для «Русской Весны»






