Активисты: Гройсман блокирует голосование по законопроекту о Национальном антикоррупционном бюро
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман блокирует рассмотрение в сессионном зале законопроекта № 1406, который вносит ключевые изменения в закон о Национальном антикоррупционном бюро.
Уже 2 раз подряд спикер не выносит законопроект в сессионный зал, хотя он и был рекомендован к рассмотрению как первоочередной на Согласовательном совете.
Это было сделано для того, чтобы зарегистрировать и «протащить» в сессионный зал законопроект № 1660, поданный Юрием Луценко. Этот законопроект оставляет значительное влияние Президента на ключевой антикоррупционный орган, а также делает невозможным расследование им деятельности самого Петра Порошенко.
Законопроект № 1406, поддержанный Комитетом предотвращения и противодействия коррупции, вносит важные изменения в антикоррупционные законы от 14 октября, без которых последние не смогут быть реализованы.
В частности, вносятся изменения в Закон о Национальном антикоррупционном бюро, которые призваны вернуть политическую независимость Директору Бюро, достойные зарплаты его сотрудникам, а также лишить возможности работать в Бюро лиц, которые в течение последних пяти лет работали в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в существующих органах правопорядка.
Хотим напомнить, что в ночь с 13 на 14 октября, накануне голосования за Антикоррупционный пакет, в законопроекты было внесено около 300 поправок, многие из которых нивелировали работу будущих органов по борьбе с коррупцией, таких как Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.
Тем не менее, спикер не поставил на голосование законопроект ни 25 декабря, ни сегодня, как это было рекомендовано Комитетом предотвращения и противодействия коррупции. «Я лично трижды обращался к председателю парламента с просьбой поставить на голосование законопроект № 1406, принятый комитетом как необходимый для создания антикоррупционных органов, — утверждает Егор Соболев, председатель Комитета предотвращения и противодействия коррупции. — Вынесение на голосование в зал законопроекта спикер лично обещал также и общественным активистам "Реанимационного пакета реформ" во время их личной встречи. Тем не менее, обещания не были выполнены, и рассмотрение законопроекта и дальше искусственно затягивается», — добавляет депутат.
Следует отметить, что изменения, предложенные законопроектом № 1406, зафиксированы в Коалиционном соглашении и являются необходимым условием для того, чтобы Антикоррупционное бюро стало действительно независимым и эффективным органом по борьбе с высокопоставленной коррупцией в Украине.
По мнению активистов, вероятной причиной отложения голосования законопроекта является президентское лобби и возможность влияния Президента на избрание председателя Бюро. «Одними из ключевых изменений, которые прописаны в законопроекте № 1406, и которые не хотят ставить на голосование в зале, является подследственность перед НАБ бывших Президентов Украины, которым рано или поздно станет и действующий Президент Петр Порошенко», — рассказывает Виталий Шабунин, председатель правления «Центра противодействия коррупции».
Конечно, это будет беспокоить Петра Алексеевича, и эта норма тормозится Банковой вместе со всем законопроектом .
Еще одной нормой, вероятно, блокирующей рассмотрение законопроекта, является избрание именно Конкурсной комиссией, как коллегиальным органом, а не Президентом лично, председателя Антикоррупционного бюро. Так, в настоящей версии закона, именно Президент назначает председателя Антикоррупционного Бюро, выбирая его из 3 лучших претендентов, отобранных комиссией, после чего его кандидатуру утверждает Верховная Рада Украины.
Законопроектом, же предлагается, чтобы именно независимая комиссия, в которую вошли 9 экспертов, выбирали главу бюро, а Президент только утверждал его. «Эта норма существенно ослабляет влияние и президентский контроль над Председателем бюро, — утверждает Сергей Лещенко, народный депутат Украины, — и именно эта норма была изъята ночью накануне голосования закона и вернуть ее критически необходимо, ведь от нее будет зависеть политическая независимость ключевого антикоррупционного органа страны».
Подозрения активистов подтвердились после регистрации Юрием Луценко, вчера, 27 декабря, законопроекта № 1660, в котором нет нормы про возможность расследования Бюро деятельности бывших президентов, и также остается избрание Директора Антикоррупционного бюро именно Президентом. Кроме того, законопроект Юрия Луценко не восстанавливает норму о запрете бывшим сотрудникам антикоррупционных подразделений правоохранительных органов работать в новом антикоррупционном органе.
«Законопроект, предложенный Юрием Луценко, четко показывает, что Президент хочет сохранить свой контроль за назначением председателя Антикоррупционного бюро и не готов становиться субъектом расследований, — утверждает Виталий Шабунин, председатель правления»Центра противодействия коррупции, — но кроме всего, этот законопроект еще и не возвращает ключевой нормы, о невозможности работы в Бюро бывших правоохранителей, которые уже „наборолись” с коррупцией до того, что по уровню коррумпированности системы мы находимся в мировых лидерах, конкурируя разве что с Гвинеей. Если депутаты поддержат этот законопроект — это будет прямым нарушением Коалиционного соглашения».
Кроме того, законопроект Юрия Луценко нивелирует политическую независимость будущего органа. Так, Верховная Рада Украины, по согласованию с Президентом, большинством, то есть 226 депутатами, может выразить недоверие директору Национального бюро и отправить в отставку. Фактически это будет означать полную политическую зависимость руководителя органа от парламентской коалиции и невозможность расследования дел, связанных с действующими депутатами большинства.
Следует отметить, что принятие законопроекта № 1406 до конца года является критически важным, ведь без предлагаемых изменений будет невозможным провести конкурс на должность Директора НАБ до 25 января 2015, как того требует антикоррупционный закон. Это связано с тем, что Закон о Национальном антикоррупционном бюро в процедуре отбора Директора ссылается на новый Закон о предотвращении коррупции, который будет введен в действие только в апреле следующего года.
Таким образом, по существующей процедуре невозможно запустить работу конкурсной комиссии, которую недавно сформировали. Если отбор будет сделано по действующему порядку, его потом можно будет обжаловать как незаконный.
Если за законопроект не проголосуют до конца 2014 года, то Верховная Рада или не выполнит Коалиционное соглашение, подписанное 5 фракциями, вошедшие в парламентское большинство, или оставит меньше недели, учитывая новогодние праздники, на конкурс по отбору Директора НАБ.
Следующая пленарная сессия парламента запланирована на 13–15 января, то есть за 10 дней до конечной даты избрания директора Национального антикоррупционного бюро.






