От дня невежества — к дню знаний

От дня невежества — к дню знаний | Русская весна

Начало нового учебного года в Новороссии и на Украине состоялось в полном соответствии со всеми остальными процессами, происходящими в этом регионе планеты.

Непросто предсказать график предстоящих занятий. Отсутствие договорённостей о поставках Украине газа, скорее всего, обеспечит школьникам каникулы во всю климатическую зиму. В Новороссии, трудности отопительного сезона дополнительно усугубляются повреждениями самой инфраструктуры, порой критическими, от огня украинской артиллерии.

В первый день учебного года — начавшегося в Новороссии с месячным опозданием, 1 октября — снаряд попал во двор донецкой школы № 57. После торжественной линейки в школьном комплексе находились 70 детей и 28 учителей, больше сотни родителей. Дети были уже внутри, в классах, так что пострадали только взрослые: четверо убитых, восемь раненых.

Дети Новороссии, помимо обычных школьных предметов, вынуждены изучать дисциплины выживания, различая по звуку летящего снаряда примерный район его падения и калибр, специфику передвижения по обстреливаемой местности и прочие премудрости, практические работы по которым детям лучше бы не проводить никогда.

Сочинения «Как я провёл лето» мало у кого будут весёлыми. К тому же, все они будут похожи друг на друга, как фрагменты одного общего страшного рассказа, конца которому пока не видно.

Тема первого урока в школах Новороссии была неизбежна — освобождение Донбасса от нацистов 70 лет назад, и нынешняя война с нацистами современными. Которые даже символику не поменяли.

Министр образования и науки ДНР Игорь Костенок договорился с губернатором Томской области РФ Сергеем Жвачкиным о поставках в Донецк российских школьных учебников. Как утверждается в сообщении пресс-службы ДНР, учебники и канцелярские товары будут поставлены в ДНР как гуманитарная помощь, чтобы школьникам было проще работать по новой школьной программе РФ. Тем не менее, родителям предоставляется выбор языка обучения — русский или украинский.

Учебная программа украинских школ качественно отличается — и дело тут не только в отсутствии ракетных ударов по школам. О формате Первого урока Министерство образования Украины разослало письмо школам ещё 1 августа. В письме от замминистра П. Полянского, сообщается следующее:

«Общественно-политическая ситуация и события последних месяцев, оккупация Российской Федерацией Крыма, вооруженные акции русских террористов в восточных регионах Украины обусловили тему Первого урока 2014/2015 учебного года — „Украина — единая страна“.

Основное содержание Первого урока должно быть направлено на утверждение единства Украины, неделимости ее территории и народа, ее населяющего. Важно акцентировать внимание детей на том, что Крым и Донбасс — это Украина, что люди, которые живут на этих территориях, — граждане Украины.

Во время проведения Первого урока учитель должен способствовать осознанию учащимися общности интересов всех граждан в развитии Украины, необходимости интеллектуального, творческого и физического развития каждой личности для расцвета государства в целом, формированию межнациональной толерантности.

На уроке целесообразно обратиться к событиям прошлого и настоящего, показать стремление украинского народа к свободной, счастливой, зажиточной жизни: существование мощного Киевского государства Владимира Великого, Ярослава Мудрого, создание первой христианской республики в Европе — Запорожской Сечи, начало собственной государственности в Украинской Народной Республике, провозглашение в 1991 году независимости Украины, проявления гражданской активности во время Оранжевой революции 2004 года, и, конечно, Революции достоинства, которая привела к политическим и общественным изменениям в Украине, подвиг украинских военных и добровольцев в борьбе с русскими боевиками, которые терроризируют восточные регионы Украины.

В этот момент урока целесообразно объявить минуту молчания с целью чествования памяти Героев Небесной сотни, воинов и других погибших в борьбе за свободу, целостность и единство нашего государства.

Учитель должен акцентировать внимание на том, что патриотизм — это обычное состояние повседневной жизни человека, который оказывается не только во время чрезвычайных ситуаций. Важно, чтобы ученики идентифицировали себя с украинским народом, стремились жить в Украине, понимали необходимость соблюдения конституционных и правовых норм, владение государственным языком, уважительного отношения к истории, культуре и традициям украинского народа».

Понятно, что задача среднестатистического учителя 1 сентября была нелегка — на примере антиконституционного переворота пояснить необходимость соблюдения норм конституции, а нападения на представителей власти, массовые убийства, экспроприации и внесудебные расправы представить как пример уважения к закону. Текущее плачевное и продолжающее ухудшаться экономическое состояние должно быть символом стремления украинского народа к зажиточной жизни, а этнические чистки — демонстрацией межнациональной толерантности.

Для решения этой проблемы, П.Полянский предлагает использовать методические материалы, разработанные западноукраинскими «Черкасским и Ровненским областными институтами последипломного педагогического образования».

Что было в методических материалах, пропагандирующих межнациональную толерантность, неизвестно. Однако, диктант, который, например, 2 октября писали ученики 11 класса одесской школы № 35, выглядел так:

«Мы — дети Украины, она наша мать. Матерей, как известно, не выбирают. Честные люди. А малороссы, родившись украинцами, отвергают родную мать, идут к мачехе и служат ей, как матери. Вот такие среди нас рождаются, такие среди нас живут, требуют к себе уважения. У таких „детей Украины“ сердце не содрогается, когда они предают свою мать — Украину. У них отсутствует чувство стыда за своё злодейское поведение, у них нет такого морального качества, как ответственность перед предками и потомками; они не испытывают угрызения совести за то, что своим поведением позорят всю украинскую нацию. Только по форме эти существа принадлежат к человеческому сообществу, а по сути — к извергам, полулюдям (даже если они имеют высшее образование, ученые степени и звания). По многим из них уже давным-давно плачут украинские тюрьмы. Плачут и никак не дождутся своих „клиентов“. Не плачьте, тюрьмы, ждите, придет ваше время, к вам пожалуют-таки украинофобы, и не в гости, а навсегда. И тогда украинское общество очистится от этого мусора, от нестерпимой грязи и позора».

Подобную словесность практикует пособие по украинскому языку для общеобразовательных школ с русским языком «Українська мова. 10–11 класи. Академічний рівень». Авторами и составителями которого выступили «Л. В. Скуратівський, Г. Т. Шелехова, В. І. Тихоша, А. М. Корольчук, В. І. Новосьолова, Я. І. Остаф» и С. В. Ламанова

Как легко заметить, предлагаемый для упражнений детям отрывок принадлежит перу Ивана Белебехи. Выдающегося с позиций нынешней украинской власти учёного, окончившего Харьковский национальний технический университет сельського хозяйства, но вместо агрономической известности получившего признание как автор исследований «Честь Украины», «Украина в плену ленинизма, или Украина и Ленин», «Поражения и нации Украины», «Украинская элита», «Сталинизация Украины», «Бессмертная Украина» и других.

Этот детективный цикл, названия которого будоражат воображение не меньше, чем обложки книг с приключениями Конана-варвара или Эраста Фандорина, очень впечатлил идейно и интеллектуально близких Белебехе граждан. Которые начали приглашать его читать лекции о своих исторических изысканиях. Пресс-релизы сообщали следующее:

«Сегодня штаб посетил известный ученый, исследователь вопросов голодомора и всемирно известный публицист, доктор экономических наук, профессор Иван Алексеевич Белебеха.

В ходе обстоятельного разговора о ситуации, которая сложилась в Украине в данный момент, а также исторической миссии и роли украинского народа профессором Иваном Белебехой было отмечено, что украинская история на самом деле началась около 1 миллиона лет назад. На протяжении более новых периодов, а именно в период старшего палеолита, шеленской, ашельской и мустьерской эпох, украинская земля и наши предки дали мировой цивилизации столько изобретений и открытий, при условии их надлежащего, говоря современным языком, юридического оформления, Украина и Украинцы всю оставшуюся жизни могли бы жить исключительно на роялти».

Нельзя не согласиться — авторские права на колесо способны принести баснословные дивиденды. Хотя странно, что Белебеха упустил ещё более выгодный вариант — патент на прямохождение или наличие хордового строения.

Первый звонок и начало учебного процесса в школах Украины и Новороссии получились очень результативными с точки зрения пищи для ума. По одну сторону границы — созвучное «Русскому миру» образовательное пространство, ценности, примеры и образы. Которые пополняются разрывами снарядов, каждодневно укрепляющих понимание — кто агрессор, а кто жертва, где правда, а где ложь, что хорошо — и что плохо.

С другой — симулякры виртуального «единства», противоречащие новым, вполне осязаемым границам и настроениям объявивших суверенитет регионов, диктанты-призывы во имя единения посадить в тюрьмы жителей Новороссии (в лучшем случае), звучащие от граждан, всерьёз предлагающих «панувать» на роялти от достижений человеческой цивилизации, состоявшихся в последний миллион лет.

Как известно, школа — это не только образовательный элемент, но и воспитательный. В принципе, уже первый урок в школах Новороссии и Украины даёт ясное понимание, какие из них выйдут выпускники.

Андрей Полевой